Дискуссия с коллегой

« Назад

Дискуссия с коллегой 19.12.2015 14:16

Уважаемые читатели, после опубликования демо шаблона по оптимизации ассортимента возникла дискуссия с коллегой по данной теме. 

Думаю, в дискуссии есть моменты по использованию такого анализа, которые мало обсуждаются в литературе, и могут быть полезными читателям.

Ниже - материал дискуссии с небольшими сокращениями.

 

  • Алексей Курбатов

    Олег, привет! Коммент к твоему расчету маржинальности: Принципиально два момента: 1. Лучше считать рентабельность продаж, т.е. в знаменателе - цена и 2. Нельзя использовать, если продукты конкурируют между собой за ресурс

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:31
    Олег Дранко

    Привет! Спасибо за обсуждение.

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:35
    Олег Дранко

    Вопросы: 1) почему лучше, когда в знаменателе цена? 1.1. В знаменателе цена или переменные расходы - однозначная монотонность. 1.2. Когда в знаменателе переменные расходы, то видим результативность от вложения. Это не просто анализ, а направления инвестиционной активности в товары 2. Почему нельзя использовать при конкуренции за ресурс? Все товары конкурируют за ресурсы (какие-отдельный постЮ пока - обощенный). И маржинальный анализ показывает, что выгоднее при конкуренции за тот самый обобщенный ресурс

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:39
    Алексей Курбатов

    деля на затраты получаем эффективность "производства". Иногда это полезно, например для цели, которую ты написал. Но намного полезнее думать о продажах, т.к. если их не будет, то все бессмысленно. Конечно можно оба варианта использовать, но я сталкиваюсь обычно с тем, что народ в первую очередь живет затратами. И для многих переход к рентабельности продаж становится откровением (я имею в виду не как понятие, а как подход в этом анализе)

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:41
    Алексей Курбатов

    по поводу ограничивающего ресурса... я сторонник подхода теории ограничений. И решение конкретных задач выбора даже из двух продуктов, которые проходят через одно ограничение, говорит о том, что нужно забыть о классическом маржинальном анализе. Важнее посчитать сколько денег "промывается" в единице ограничения

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:44
    Олег Дранко

    Посыл понятен, но не улавливаю разницы... а) Показатели рентабельности бывают разные, в знаменателе и выручка (цена), и себестоимость... б) если в знаменателе цена, потолок показателя - 100%. Когда прямые затраты - 100% - рабочая цифра. Потенциально потолок не ограничен, реально было до 1000%

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:45
    Олег Дранко

    в) без продаж производство не нужно. Противопоставление - не понимаю.

    "Важнее посчитать сколько денег "промывается" в единице ограничения" - да-да. Как раз нужно делить на прямые затраты

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:50
    Олег Дранко

    Когда я рассказываю про маржинальный анализ, говорю о нескольких "слоях". 1й слой - представлен в демо. Маржа/цена или Маржа/прямые затраты. НО! нужно брать ограничивающий фактор (почти теория ограничений, или линейное программирование, или "затраты-эффективность"). Задача (проблема): на предприятиях не выделяют (не умеют, не понимают) узкие места / ограничивающие факторы (кадры, мощности, сырье, другие). Нет количественных расчетов. Поэтому более аккуратный (обоснованный) расчет провести не удается. Это ставится как задача на последующие периоды

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:50
    Алексей Курбатов

    Олег, наверное нужно при встрече поговорить Смайлик «smile» Писать долго однако Смайлик «smile» В самом упрощенном виде: если есть два продукта А и Б, у А МП=6 руб, у Б МП=12 руб., рентабельность продаж А 30%, Б - 40%. Предпочтение Б, если только они независимы от ресурсов. Если проходят через ограничение, ну например, 1000 машино-часов, и при этом за 1 час делается 4 А либо 1 Б, то выбор обратный

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:51
    Олег Дранко

    Про ограничение - см. мой пред. пост. Пишем почти одновременно

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:51
    Алексей Курбатов

    ага Смайлик «smile»

    а по поводу выручки в знаменателе это больше для того, чтобы народ думал продажами, а не производством. Это если коротко

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:53
    Олег Дранко

    Что дискуссия - классно. По несущественным моментам можно многое поменять. Реально за этим стоит модель оптимизации (как правило, не обеспеченная информацией в полном объеме). На занятиях (в зависимости от длительности и целей) обсуждаю это

    А про рост продаж - добавлен столбец - "изм.объем"

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:54
    Алексей Курбатов

    я тоже иногда. у меня в экселе тоже заготовка есть. правда такая - полуавтоматическая. работал с ней еще в Базеле

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:55
    Олег Дранко

    ранее работал с ручной сортировкой. Недавно сообразил - можно "автоматизазировать"...

    Там еще есть "фишка" - без вложения доп. ресурса. Но это пока не автоматизировано. И нужно это подчеркнуть (да-да, согласен)

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:56
    Алексей Курбатов

    А у меня первая таблица заполняется руками, потом по столбцу рент. сортирую вручную, а вторая таблица и график уже на автомате

  • Олег Дранко
    18.12.2015 15:57
    Олег Дранко

    А еще вручную - можете/не можете увеличить объемы. если не можете, то и сортировать - потеря времени

  • Алексей Курбатов
    18.12.2015 15:58
    Алексей Курбатов

    я кстати, сделал простую симуляцию, в которую можно за день с вчключением нормальной финансовой теории играть. Обкатал уже многократно

  • Олег Дранко
    15:59
    Олег Дранко

    Звучит классно. Что такое "нормальная финансовая теория"?

  • Алексей Курбатов
    16:00
    Алексей Курбатов

    Смайлик «smile» в смысле не просто играть, а на примере игры и по ходу игры разбирать и термины, и формулы и практическую суть анализа

  • Олег Дранко
    16:01
    Олег Дранко

    хороший вариант. Втянуть людей в процесс, активизировать, а потом формулы. Отличается от классики: сначала формулы, потом активизировать тех, кто "дожил"

  • Алексей Курбатов
    16:02
    Алексей Курбатов

    ну да. а главное, народ сам втягивается Смайлик «smile» главное вовремя тормозить

  • Олег Дранко
    16:14
    Олег Дранко

    Кстати, в книгах по теме дискуссии - только отдельные моменты, разрозненные

    В свое время написал пару статей в журнал ""Управленческий учет". 
  • Олег Дранко
    16:28
    Олег Дранко

    По сути мы (Я, Ириков и тов.) используем теорию ограничений. НО посыл не от Голдратта, а от математических моделей и Канторовича (линейная оптимизация). У Голдратта - формат подачи точно лучше, проще.

  • Алексей Курбатов
    16:29
    Алексей Курбатов

    да, это точно

  • Олег Дранко
    16:43
    Олег Дранко

    В "пылу" обсуждения - кое что поменял в демо примере, непринципиально