Дискуссия с коллегой
« Назад
Уважаемые читатели, после опубликования демо шаблона по оптимизации ассортимента возникла дискуссия с коллегой по данной теме.
Думаю, в дискуссии есть моменты по использованию такого анализа, которые мало обсуждаются в литературе, и могут быть полезными читателям.
Ниже - материал дискуссии с небольшими сокращениями.
- Алексей Курбатов
Олег, привет! Коммент к твоему расчету маржинальности: Принципиально два момента: 1. Лучше считать рентабельность продаж, т.е. в знаменателе - цена и 2. Нельзя использовать, если продукты конкурируют между собой за ресурс
-
18.12.2015 15:31Олег Дранко
Привет! Спасибо за обсуждение.
-
18.12.2015 15:35Олег Дранко
Вопросы: 1) почему лучше, когда в знаменателе цена? 1.1. В знаменателе цена или переменные расходы - однозначная монотонность. 1.2. Когда в знаменателе переменные расходы, то видим результативность от вложения. Это не просто анализ, а направления инвестиционной активности в товары 2. Почему нельзя использовать при конкуренции за ресурс? Все товары конкурируют за ресурсы (какие-отдельный постЮ пока - обощенный). И маржинальный анализ показывает, что выгоднее при конкуренции за тот самый обобщенный ресурс
-
Алексей Курбатов
деля на затраты получаем эффективность "производства". Иногда это полезно, например для цели, которую ты написал. Но намного полезнее думать о продажах, т.к. если их не будет, то все бессмысленно. Конечно можно оба варианта использовать, но я сталкиваюсь обычно с тем, что народ в первую очередь живет затратами. И для многих переход к рентабельности продаж становится откровением (я имею в виду не как понятие, а как подход в этом анализе)
-
Алексей Курбатов
по поводу ограничивающего ресурса... я сторонник подхода теории ограничений. И решение конкретных задач выбора даже из двух продуктов, которые проходят через одно ограничение, говорит о том, что нужно забыть о классическом маржинальном анализе. Важнее посчитать сколько денег "промывается" в единице ограничения
-
18.12.2015 15:44Олег Дранко
Посыл понятен, но не улавливаю разницы... а) Показатели рентабельности бывают разные, в знаменателе и выручка (цена), и себестоимость... б) если в знаменателе цена, потолок показателя - 100%. Когда прямые затраты - 100% - рабочая цифра. Потенциально потолок не ограничен, реально было до 1000%
-
18.12.2015 15:45Олег Дранко
в) без продаж производство не нужно. Противопоставление - не понимаю.
"Важнее посчитать сколько денег "промывается" в единице ограничения" - да-да. Как раз нужно делить на прямые затраты
-
18.12.2015 15:50Олег Дранко
Когда я рассказываю про маржинальный анализ, говорю о нескольких "слоях". 1й слой - представлен в демо. Маржа/цена или Маржа/прямые затраты. НО! нужно брать ограничивающий фактор (почти теория ограничений, или линейное программирование, или "затраты-эффективность"). Задача (проблема): на предприятиях не выделяют (не умеют, не понимают) узкие места / ограничивающие факторы (кадры, мощности, сырье, другие). Нет количественных расчетов. Поэтому более аккуратный (обоснованный) расчет провести не удается. Это ставится как задача на последующие периоды
-
Алексей Курбатов
Олег, наверное нужно при встрече поговорить Смайлик «smile» Писать долго однако Смайлик «smile» В самом упрощенном виде: если есть два продукта А и Б, у А МП=6 руб, у Б МП=12 руб., рентабельность продаж А 30%, Б - 40%. Предпочтение Б, если только они независимы от ресурсов. Если проходят через ограничение, ну например, 1000 машино-часов, и при этом за 1 час делается 4 А либо 1 Б, то выбор обратный
-
18.12.2015 15:51Олег Дранко
Про ограничение - см. мой пред. пост. Пишем почти одновременно
-
Алексей Курбатов
ага Смайлик «smile»
а по поводу выручки в знаменателе это больше для того, чтобы народ думал продажами, а не производством. Это если коротко
-
18.12.2015 15:53Олег Дранко
Что дискуссия - классно. По несущественным моментам можно многое поменять. Реально за этим стоит модель оптимизации (как правило, не обеспеченная информацией в полном объеме). На занятиях (в зависимости от длительности и целей) обсуждаю это
А про рост продаж - добавлен столбец - "изм.объем"
-
Алексей Курбатов
я тоже иногда. у меня в экселе тоже заготовка есть. правда такая - полуавтоматическая. работал с ней еще в Базеле
-
18.12.2015 15:55Олег Дранко
ранее работал с ручной сортировкой. Недавно сообразил - можно "автоматизазировать"...
Там еще есть "фишка" - без вложения доп. ресурса. Но это пока не автоматизировано. И нужно это подчеркнуть (да-да, согласен)
-
Алексей Курбатов
А у меня первая таблица заполняется руками, потом по столбцу рент. сортирую вручную, а вторая таблица и график уже на автомате
-
18.12.2015 15:57Олег Дранко
А еще вручную - можете/не можете увеличить объемы. если не можете, то и сортировать - потеря времени
-
Алексей Курбатов
я кстати, сделал простую симуляцию, в которую можно за день с вчключением нормальной финансовой теории играть. Обкатал уже многократно
-
Олег Дранко
Звучит классно. Что такое "нормальная финансовая теория"?
-
Алексей Курбатов
Смайлик «smile» в смысле не просто играть, а на примере игры и по ходу игры разбирать и термины, и формулы и практическую суть анализа
-
Олег Дранко
хороший вариант. Втянуть людей в процесс, активизировать, а потом формулы. Отличается от классики: сначала формулы, потом активизировать тех, кто "дожил"
-
Алексей Курбатов
ну да. а главное, народ сам втягивается Смайлик «smile» главное вовремя тормозить
-
16:14Олег Дранко
Кстати, в книгах по теме дискуссии - только отдельные моменты, разрозненные
В свое время написал пару статей в журнал ""Управленческий учет". -
Олег Дранко
По сути мы (Я, Ириков и тов.) используем теорию ограничений. НО посыл не от Голдратта, а от математических моделей и Канторовича (линейная оптимизация). У Голдратта - формат подачи точно лучше, проще.
-
Алексей Курбатов
да, это точно
-
16:43Олег Дранко
В "пылу" обсуждения - кое что поменял в демо примере, непринципиально